Я работаю SEO-специалистом и ежемесячно просматриваю множество сайтов. Также иногда меня просят сделать аудит, чтобы узнать какие изменения нужно внести на сайт для улучшения позиций. И одной из самых часто встречающихся моих рекомендаций является редизайн сайта.
Причины сделать редизайн
На причинах долго останавливаться не буду. Скажу лишь то, что визуальная составляющая сайта бросается в глаза сразу после перехода пользователя на сайт. Человек ещё даже не нашёл информацию, которая его интересует, а уже оценивает как сайт выглядит. Если сайт выглядит плохо, то доверие и лояльность к этому сайту понижается. Необходимость угодить пользователю — главная причина необходимости редизайна.
Второстепенных же может быть много: от банального устаревания дизайнов со временем (просто сравните современные сайты и проекты десятилетней давности) или отказа от стандартных шаблонов до необходимости повышения юзабилити и расширения функционала. В общем, если вы посетили эту страницу, то уже скорее всего задумались, что пора делать редизайн, и теперь вас интересует вопрос «Как?».
Как сделать редизайн сайта?
Если вы всё же решились на изменение дизайна — это здорово, но важно подойти к этому ответственно, потому что это стоит не малых денег, и в случае неудачи его придётся делать заново.
Сам же процесс редизайна я бы разделил на четыре этапа:
- Составление технического задания;
- Создание и согласование макетов;
- Вёрстка;
- Натягивание вёрстки на шаблон.
Составление ТЗ можно осуществить и самостоятельно. Для этого нужно посчитать сколько страниц нужно будет переделать. Обычно их от 10 до 15: главная, страница каталога, страница товаров, 2 страницы блога, 2 страницы акций, страница контактов, а так же обычная страница и любые другие страницы, которые могут быть уникальны для сайтов вашей ниши. Дополнительно на сайте могут быть специальные лендинги (лендинг — это продающая страница, а не одностраничный сайт), каждому из которых потребуется свой дизайн. Также приложите к ТЗ ссылки на сайты, визуальное оформление которых вам понравилось. Так дизайнеру будет проще понять что от него ожидается по итогу. И помните, чем точнее вы опишите желаемый результат, тем сильнее он будет соответствовать вашим ожиданиям.
Для создания макетов нужен дизайнер, который ознакомится с вашим ТЗ и создаст по нему макеты в PSD формате (формат файлов фотошопа). На согласование дизайнер будет присылать картинки макетов (png или jpg), но сами эти картинки макетами не являются. Стоимость дизайна зависит от исполнителя, который может быть фрилансером (я брал макеты по 2к рублей за страницу) или работать на компанию, у которой заказывается редизайн. Во втором случае ценник скорее всего выйдет выше, но мороки будет значительно меньше.
Дальше идёт этап вёрстки, где уже согласованные с заказчиком макеты верстаются из PSD формата в html файлы. Занимается этим обычно отдельный специалист, название которого «верстальщик», но иногда это может сделать и дизайнер. В случае заказа вёрстки отдельно, её с вами тоже будут согласовывать. Если же у компании, то этот этап скорее всего сделают без помощи заказчика.
Ну и последний этап — перенос вёрстки на шаблон нужной CMS. Это делает программист, параллельно прикручивая ко всем нарисованным на дизайне элементам необходимый функционал. Т.е. каждая нарисованная дизайнером кнопка должна что-то делать, и именно этот человек это реализует. Опять же стоит понимать, что если в ТЗ или на макете не указано «как», то программист сделает на своё усмотрение, так что важно максимально точно выражать свои мысли.
Где заказать редизайн?
Как можно понять из текста выше, для качественного редизайна требуется привлечение нескольких людей: дизайнера, верстальщика, программиста. Теоретически, каждого из них, конечно, можно нанять по отдельности, что может выйти немного дешевле (а может и не выйти), но этот вариант не является самым эффективным, потому что незнакомым друг с другом людям будет сложнее взаимодействовать друг с другом, чем команда, где эти процессы уже налажены.
Поэтому я бы рекомендовал заказывать дизайн у компаний, где это является официальной услугой. Например, на сайте компании «КасперСистемс», а точнее на их странице, посвященной дизайну — https://www.kasper.by/uslugi/dizain/. Сотрудничал с ними однажды, и остался вполне доволен результатом.
Фрилансеры же сделают всё, что им скажут, но качество работы будет зависеть от опыта фрилансера и того, насколько чётко заказчик сможет поставить задачу.
Участие SEO-специалиста
Система описанная выше — короткая и весьма условная схема, как это должно происходить. Однако в ней я не упомянул роль SEO-специалиста, который тоже должен принять участие в каждом из озвученных выше этапов редизайна. Если коротко, то его задача проверить, что новый дизайн не противоречит хотя бы базовым правилам продвижения сайтов.
Если же более развёрнуто, то SEO-специалист может:
- Анализировать аналогичные сайты конкурентов и помогать составить ТЗ, указывая в нём какие элементы должны быть на той или иной странице;
- Просматривать макеты, чтобы убедиться, что они адекватно выглядят и соответствуют ТЗ;
- Проверять валидность и логику вёрстки;
- Принимать работу у программиста вместе с заказчиком.
Всё это не входит в прямые обязанности SEO-специалиста, но ваш SEOшник вряд ли откажет Вам, ведь его работа сделать всё, чтобы сайт двигался в топ, а не отдалялся от него. Если же у вас нет SEO-специалиста, то не пожалейте денег на найм хотя бы на время этих работ. Потому что иначе, согласитесь, будет обидно, если новый дизайн окажет негативное влияние на позиции сайта.